Слово преподавателю (интервью) → Интервью с Натальей Савельевой
Наталья Савельева – преподаватель «Практики здоровья». Проводит начальные классы, детские, а также ведёт терапевтические женские группы. Сегодня мы поговорим с Натальей о детях.
- Дети – цветы жизни. Как вам работается с цветами?
- Лично для меня "йога для детей" - огромный подарок. Вижу их лица, и сразу становится весело и радостно. Дети возвращают всех нас к природе, к естественным чувствам и переживаниям. Дети непосредственны, откровенны, любознательны и отважны. Мне интересно наблюдать их изменения в практике, а также как меняется их отношение к себе, к окружающим. У детей к йоге свой интерес, не как у взрослых, поэтому я пытаюсь прожить урок в состоянии ребёнка, с по-детски радостным восприятием жизни. Эта радость делает и мою личную практику более светлой.
- Дети для вас инопланетяне?
- Скорее, они приходят к нам из космоса, как индивидуальные вселенные. Приходят к нам - родителям, учителям, - и мы учим их, полагая, что готовим их к взрослой жизни, но в большей степени учимся у них сами. Учимся их восприятию мира и даже по-другому осознаем свою практику йоги. Считаю важным, чтобы с детьми работали как мужчины, так и женщины и все разных возрастов. Для меня же они в какой-то степени как внуки, быть может поэтому не чувствую с их стороны боязни, неприятия. Смею надеяться, что у нас с детьми сложились комфортные отношения.
- Наталья, поведайте нам, пожалуйста, о специфике и нюансах детской йоги.
- У детей очень гибкие кости и эластичные мышцы, скелет находится в стадии формирования, потому главное здесь – не навредить. В то же время в мышцах еще недостает силы, и если дети предпочитают сидячий образ жизни, то при резких движениях вероятность травм возрастает. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию силы, ловкости и координации, много делаем Сурья Намаскар (асаны цикла Приветствие солнцу), выполняем позы на равновесие, вводим стойки и балансы на руках. Детям нравятся такие асаны, они достаточно динамичны и разнообразны, даже забавны для них. Все асаны учат умению концентрироваться, держать равновесие, не бояться, учат осознанию собственного тела. В практике обязательно учитываем проблемы со здоровьем: какие-то позы заменяем либо делаем с использованием приспособлений. Если чувствую, что дети подустали или поскучнели, то делаем разбор позы на ком-то с опорой на стену либо я им показываю сама, делая акцент на ошибках, иногда утрируя их, показываю, как надо правильно выполнять ту или иную асану. Это проходит очень весело, особенно, когда делаем разбор на одном из детей. Здесь дети сами становятся немного учителями.
- Что можете порекомендовать родителям, планирующим отдать ребёнка на йогу?
- В первую очередь, начать заниматься самим. Чтобы грамотно осознавать, как «работает» йога. Или хотя бы потому, что у детей должны быть здоровые родители. А как иначе? Это наш долг перед ними, как это не банально звучит. Любой вид физической активности (я не говорю о спорте) очень полезен, и ребёнок должен двигаться, ибо только тогда это будет здоровый ребёнок. Хотя травму можно получить в любом виде физических упражнений. Поэтому свое тело надо выстраивать и делать ловким. В большей степени йога учит концентрироваться, внимательно относиться к собственному телу. Именно в йоге Айенгара делается упор на правильную постановку тела, его выстраивание в асане. Поэтому с детьми мы также говорим о постановке рук и ног, изучаем названия основных костей и мышц, и всё это с элементами игры. Даже математикой немного занимаемся: «стопы параллельно», «кость голени - перпендикулярно полу», ищем треугольники в позе Уттхита Триконасана. Асаны называем на санскрите. Во время выполнения асаны ум должен входить в каждый орган, и мы с детьми говорим об этом. Больше всего меня поражает, что дети готовы к такому восприятию своего тела, они учатся осознавать себя и через такое осознание начинают понимать и других. Надеюсь, что родители чувствуют те изменения, которые происходят с их ребёнком после занятий.
- Чем сложнее или, может быть, проще вести детские классы, в отличие от взрослых?
- Мне как преподавателю интересно и то, и другое. Это и есть синтез. Благодаря детским классам, я вношу разнообразие в практику для взрослых. Для взрослых характерна более тонкая, отстроенная работа в асанах. Но однобокость в практике недопустима. Именно дети стимулируют меня к изучению более сложных асан, например, балансов на руках. В йоге Айенгара в начальных классах балансы на руках практически не делаются, да и в основном классе выполняются не так часто. Детям же достаточно просто выполнять такие балансы, потому что эти «весёлые» позы приносят радость, развивают координацию, укрепляют мышцы и кости. Хотя и не сразу получаются. Для детей очень важна динамика на занятиях в силу их психофизиологических особенностей, потому мы с ними выполняем подобные асаны. И моя практика разнообразится благодаря детям, каждый урок с ними – как открытие.
- Наталья, йога для вас лично – это в большей степени искусство, философия или стиль жизни?
- Искусство? Скорее, образ жизни. Через йогу вижу красоту в жизни, ценность жизни. Полагаю, что с годами каждый человек может стать мудрее и без йоги, если он просто думающий и совестливый человек, но точно знаю, что через йогу этот путь более краток.
- Наталья, спасибо за интересную беседу. Я искренне восхищаюсь вами, тем, как вы работаете с детьми.
Оставьте свой комментарий1
Случайные фотографии
|
|